Количество просмотров: 816
20.09.2012

К слову о новых церковных формах, часть 3

Добавляю оставшуюся часть моего предварительного анализа. Напомню, что прежде разговора собственно о формах, на мой взгляд нужно положить, во- первых, представление о сущности Церкви, а во-вторых, о специфических нуждах и условиях жизни тех людей, кому эта церковь призвана служить. О Церкви я уже сказал. Теперь предлагаю вашему вниманию краткий анализ того, что происходит в жизни современного горожанина: чем он живет, какова среда его обитания, с какими вызовами ему приходится иметь дело. На мой взгляд, если мы не хотим, чтобы христианство отрывалось от жизни, а церковь превращалась в музей, нам нужно давать христианский ответ именно на эти вопросы и формировать жизнь церковной общины так, чтобы она не вырывала человека из потока его жизни и деятельности, а освящала саму эту жизнь и деятельность светом Христа.

Такова была логика моих размышлений. Ниже — результат:

Основные вызовы Церкви в служении жителю современного города

1. Смена ритма жизни и деятельности
Современный человек привык к выбору. Свободный график работы, выбор места жизни и отдыха — становится все более распространенным явлением. Повышение мобильности: смена места жительства, места работы. Возможность жить в одном городе (или даже стране!), а работать в другом. Легкая смена места жительства для получения нужной работы. Обучение за рубежом. Связь со всем миром: мобильная связь, интернет, социальные сети. какой должна быть жизнь церковной общины, чтобы соответствовать ритму жизни такого человека?

2. Индувидуализация и анонимность городской жизни
Городская жизнь позволяет человеку выстраивать собственный маршрут и личные круги отношений, сохранять неприкосновенность частной жизни. Человек имеет свободу избегать нежелательной им интимности, сохранять анонимность. Это может касаться соседства, услуг, совместной деятельности. Негативный аспект анонимности: людям все труднее открываться для глубоких долгосрочных отношений. Это создает проблемы в традиционном подходе к построению общинной жизни, требует найти формат собственно городской церковной общины

3. Недоверие официальным институтам вообще и церковным — в частности
Современный горожанин склонен не доверять официальным институтам, предпочитает неформальные сообщества. Это недоверие распространяется и на официальные церковные структуры, люди ищут неформального общения, но с трудом присоединяются к официальным церквям. Это не всегда связано с нежеланием посвящения Христу; часто это — результат неверия иерархическим структурам. Как церковь должна реагировать на эту тенденцию?

4. Вытеснение Церкви из городской среды и жизни
Изменение городской культуры, повышение разнообразия городской среды, возникновение новых городских объектов (бизнес-центры, мега-моллы). Если раньше городская жизнь строилась вокруг храма и церковного календаря, сегодня архитектурные и деятельностные доминанты совсем другие. Церковь выдавливается на периферию как городской жизни в целом, так и жизни отдельного горожанина. Даже если он сам является активным христианином, его жизнь в большей степени определяется не жизнью церковной общины. Как церковь должна реагировать?

5. Психологические проблемы
Увеличение психологических проблем — это тенденция недавнего времени. Причин тому множество, но это и возможность для служения, и вызов, поскольку множество людей не получают квалифицированной помощи, в том числе, в церквях.

6. Смена представлений о нравственности
Сейчас не так просто определить, что хорошо, а что — плохо. Более того, традиционные христианские представления о нравственности часто внешним людям как раз и представляются безнравственными. Это создает серьезные проблемы в благовестии, поскольку грех больше не считается таковым в общественном сознании.

7. Кризис современного представления о семье
Кризис семьи заслуживает отдельного большого разговора, поскольку требует богословского переосмысления понятия семьи в современных условиях.

8. Виртуализация жизни
Информационная экономика, сравнимая с изобретением книгопечатания; принципиально иная свобода распространения информации и доступа к ней
Перенос общения и деятельности в интернет
Возможность удаленного участия, в том числе — работы
Преодоление временных, пространственных ограничений и политических границ
Исчезновение интимности, анонимности; прозрачность личной жизни и отношений и, одновременно, возможность скрыться за иным аватаром
Виртуальная экономика и виртуальный офшор

Оставить комментарии



Добавить комментарий

*